Печать

Департамент здравоохранения столицы подготовит эффективных управленцев

О том, какие компетенции развиты у главных врачей столичных медучреждений, а какие только предстоит развить, рассказала начальник Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы Александра Александрова на пленарном заседании XIII московской ассамблеи «Здоровье столицы», открывшейся 20 ноября.

 

 

— Руководитель медицинской организации ежедневно сталкивается с серьезными вызовами, на которые должен отвечать. Эти вызовы связаны с переходом на одноканальную систему финансирования, значительным ростом конкуренции в системе здравоохранения, огромными информационными потоками и лавинообразными потоками медтехнологий. Управленец больше не может оставаться пассивным участником процесса, — подчеркнула Александра Александрова.

Она акцентировала внимания на том, что эти вызовы требуют от руководителя изменения управленческой парадигмы и развития новых личностных качеств. Скопировано с Medvestnik.ru.

— Не всегда компетенции, качества и опыт главного врача соответствует тому, что он должен делать сегодня. Поэтому наша совместная цель с департаментом здравоохранения заключается в формировании руководителей здравоохранения нового типа, способных решать задачи, поставленные департаментом и правительством Москвы в целом, — рассказала эксперт.

Реализацию намеченной цели начали с того, что выяснили, какими управленческими качествами обладают руководители медорганизаций сегодня и какими качествами они должны обладать, чтобы преодолевать вызовы системы здравоохранения.

— В нашем проекте участвовала элита здравоохранения — 300 главных врачей столичных клиник. Составляя портрет этих людей, мы отметили, что среди них поровну мужчин и женщин. Однако нас обеспокоил их возраст: оказалось, что средний возраст управленца — 53 года. Сегодня в системе здравоохранения менее одной четверти управленцев до 45 лет. От 56 лет — 35% и от 46 до 55 лет — 42%, — отметила Александра Александрова.

Оказалось, что только у 11% управленцев есть второе высшее образование, связанное с выполнением функций управленца. По мнению начальника Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы, такая ситуация недопустима для бизнеса и экономики в целом.

— Понятно, почему это произошло: врачи имеют серьезное базовое образование, и фактически у многих из них никогда не было потребности быть управленцем. А ведь это одна из тех компетенций, на которую мы с департаментом сейчас делаем ставку, — пояснила эксперт.

Для оценки уровня профессионализма департамент составил специальный тест, который включал такие важные аспекты, как медицинское право, знание приказов департамента, система организации здравоохранения, в том числе, трудовое право, и программа госгарантий.

Результаты теста показали, что отличников и хорошистов, которые в достаточной мере владеют знаниями управления организацией, ровно половина. Вторая половина либо не в полной мере владеет базовыми знаниями управления организацией, а 10% вообще не владеют ими в объеме, необходимом, чтобы быть руководителем.

— Также мы обратились к анализу компетенций — качеств, которые помогают быть эффективными, — рассказывает Александра Александрова. — Оказалось, что только 8% из всех участников оценки обладают всем необходимых набором компетенций, чтобы быть успешными. 83% обладают только некоторыми из них, а 9% не обладают вообще.

Одной из сильных компетенций руководителей столичных медоучреждений оказалась ориентированность на результат. Экономическое и хозяйственное мышление развито у нынешних главных врачей заметно хуже.

— Чтобы руководить организацией, недостаточно быть хорошим доктором. Нужно уметь мыслить, как управленец, экономист, хозяйственник и сильный администратор, — пояснила эксперт.

Как ни странно, практически у всех провальными оказались компетенции коммуникации и управления людьми, ресурсами, финансами, инфраструктурой. По словам Александры Александровой, эти компетенции тяжело поддаются развитию и требуют не просто тренинга, а перестройки сознания и серьезной внутренней работы.

Кроме того, главный врач должен быть клиентоориентированным, понимать, для кого он работает.

— Когда мы спрашивали у участников проекта: на кого они работают, то слышали самые разные ответы — на департамент, мэра, правительство. Очень редко кто говорил, что «мой клиент — пациент, и я отвечаю за качество его жизни», — отметила Александра Александрова.

Оценивая личностные характеристики управленцев, специалисты выяснили, что практически каждый из них является природным лидером, имеет высокий уровень доминантности и в то же время плохо справляется со стрессоустойчивостью.

— Главные врачи с осторожностью относятся к изменениям, не любят новшеств и новаторства. Поразительно, что решая русскую дилемму «кто виноват?», управленцы сетуют на департамент, обстоятельства, вредного пациента, и очень редко берут ответственность на себя, — рассказала эксперт.

Для устранения обнаруженных недостатков и подготовки управленцев системы здравоохранения, департамент и управление государственной службы и кадров правительства Москвы предложили уникальную программу. В настоящее время она осуществляется на базе Московского государственного университета управления. По этой программе уже учатся 75 первопроходцев.

— Наш опыт развития компетенций помог вывести формулу успеха развития управленца. Нужно взять имеющийся опыт и компетенции, умножить их на мотивацию — желание изменяться и быть успешным и разделить на сопротивление системы или организации. Тогда мы получим эффективного и востребованного руководителя, — заключила Александра Александрова.

http://www.medvestnik.ru/content/Departament-zdravoohraneniya-stolicy-podgotovit-effektivnyh-upravlencev.html